Счетчики




Михаил Абызов, зампред правления РАО "ЕЭС России": "Конкуренция должна быть максимальной".

Зампреду правления РАО "ЕЭС России" Михаилу Абызову всего 29 лет, но 12 из них он занимается бизнесом (уже в 1989г. Абызов возглавил торговую фирму). Злые языки утверждают, что начинающий бизнесмен был в свое время отчислен со второго курса мехмата МГУ из-за академической неуспеваемости. Правда, сам Абызов опровергает эту информацию, утверждая, что взял академический отпуск, а потом доучивался в другом вузе. Как бы то ни было, он хорошо успевает контролировать самые политически важные участки работы, которые достались ему в РАО. В частности, Абызов отвечает за деятельность энергокомпаний в кризисных регионах. Именно ему пришлось заставлять потребителей энергии расплачиваться с РАО живыми деньгами. Заставил. А сейчас, кроме того, Михаил Абызов руководит проектной группой РАО по созданию 10 оптовых энергогенерирующих компаний (ОГК), куда войдут электростанции, принадлежащие ныне как самому РАО, так и его "дочкам". Создание ОГК - один из ключевых вопросов российской энергореформы. О том, как он теперь воюет на два фронта, Абызов рассказал "Ведомостям". - В конце ноября РАО направило в Минэкономразвития свои предложения по созданию ОГК. На чем базировались эти расчеты? - Принципы, по которым РАО предложило создавать ОГК, условно можно разделить на два блока: счетные и рекомендательные. Счетные должны предусмотреть такую конфигурацию ОГК, при которой конкуренция между различными генкомпаниями была бы максимальной. Это неизбежно приведет к установлению минимально возможной цены на рынке. Нам надо было распределить генерирующие мощности по оптовым генкомпаниям, чтобы ни одна из ОГК не имела большинства ценообразующих станций в своей региональной зоне оптового рынка и, как следствие, не имела возможности манипулировать ценами. Причем оценку рыночной концентрации мы проводили с учетом других участников будущего рынка - в частности, предприятий Минатома. Рекомендательные принципы обеспечивают примерно равные стартовые условия ОГК на рынке, что также должно усилить конкуренцию между ними. Мы исходили из того, что суммарные установленные мощности электростанций, включаемых в состав генкомпаний, должны быть примерно равны - в среднем 8,7 гВт для тепловых ОГК. Примерно равен износ основных фондов: средний год ввода станций в эксплуатацию по каждой тепловой генкомпании - 1976-й. Сопоставим должен быть и совокупный рыночный доход. Мы считаем, что итоговые предложения РАО "ЕЭС России" по составу ОГК отвечают всем необходимым требованиям нормального функционирования будущего рынка. - Почему РАО предлагает разделить тепло- и гидрогенерацию на две группы ОГК? - Гидрогенерация как самая дешевая всегда востребована рынком и работает в базовом режиме нагрузок. Именно поэтому гидроэлектростанции не будут являться субъектами рыночной конкуренции. Мы рассматривали вариант, при котором гидроэлектростанции могли бы войти в состав "тепловых" ОГК, но отказались от него. Главная причина - в том, что, включив ГЭС в состав тепловой компании, невозможно избежать риска перекрестного субсидирования между различными видами генерации. Если прибыль от продажи дешевой гидроэлектроэнергии будет дотировать убыточную тепловую генерацию, то конкуренция между тепловыми электростанциями не будет объективной. И, как следствие, финансовые ресурсы, так необходимые для развития гидроэнергостроительства, внутри ОГК выделяться не будут. Кстати, Россия по уровню освоения потенциала гидроресурсов уже действующими электростанциями находится на одном из последних мест в мире - лишь 19%. Для сравнения, сопоставимые средние показатели в Бразилии - 37%, в Канаде - 65%, в США - 82%, в Японии - 84%, в Норвегии - 96%. Если мы хотим обеспечить прорыв в строительстве новых ГЭС, нужно сформировать соответствующую среду, которая стимулирует гидроэнергостроительство. Возможно, например, создание единого инвестиционного фонда на базе оптовых гидрогенерирующих компаний, в том числе с участием государства. А для этого ГЭС должны быть сгруппированы в отдельные ОГК. - Как вы считаете, правительство согласится с вашими предложениями по поводу ОГК? - Я считаю, что значительных изменений предложенная конфигурация не претерпит. Уже проделанная работа позволяет выпустить постановление правительства в самое ближайшее время. - А когда могут быть созданы сами генкомпании? - Предполагается, что создание ОГК будет многоэтапным. Первый этап - учреждение генкомпаний - 100% -ных "дочек" РАО "ЕЭС". В течение II - III кварталов 2002г. в состав ОГК будут включаться федеральные электростанции. На следующем этапе до конца 2003г. предполагается урегулировать вопросы, связанные с вхождением в состав ОГК тех станций, которые сегодня принадлежат АО-энерго. К началу 2004г. должны быть сформированы генкомпании, стабильно и эффективно функционирующие в условиях рынка. - Передача активов в ОГК, видимо, будет трактоваться как сделки с заинтересованностью - т. е. представители РАО ЕЭС на собраниях акционеров и советах директоров не смогут голосовать по этим вопросам? Готово ли РАО к возможным претензиям со стороны других акционеров дочерних компаний, а также губернаторов, теряющих налогооблагаемую базу? - Мы рассматриваем разные варианты создания ОГК, и не всегда они предполагают наличие сделок с заинтересованностью. Например, можно создавать ОГК путем выделения электростанций из АО-энерго с последующей передачей акций вновь созданных компаний в ОГК. А выделение как одна из форм реорганизации не предполагает сделок, в совершении которых может быть признан заинтересованным какой-либо акционер АО-энерго, в том числе РАО "ЕЭС России". Решение о реорганизации в форме выделения по закону должно приниматься собранием акционеров квалифицированным большинством (в три четверти) голосов. РАО, безусловно, будет согласовывать свою позицию с другими акционерами дочерних компаний холдинга. Что же касается якобы потерь регионами налогооблагаемой базы, то предлагаемый нами сегодня механизм это исключает. Генерирующие компании создаются в виде финансового холдинга, владеющего акциями электростанций. Место регистрации станций как юридических лиц остается прежним, соответственно, не меняется и "прописка" налогоплательщика. - А как РАО планирует компенсировать акционерам АО-энерго потери от передачи станций в состав генкомпаний? - Для каждой из ОГК разработаны принципиальные алгоритмы выделения станций из состава энергосистем и передачи их генерирующим компаниям. Во всех случаях будет применяться абсолютно индивидуальный подход, чтобы урегулировать все интересы - миноритарных акционеров, региональных администраций, менеджмента энергосистем. Один из возможных вариантов компенсации - "зеркальное" разделение. На базе действующей в составе АО-энерго электростанции сначала создается акционерное общество - 100% -ная "дочка" энергосистемы. А потом акционеры энергосистемы пропорционально своим долям в АО-энерго получают акции в этой новой компании-электростанции. - То есть во "внучке" РАО? - Да, поскольку генкомпании мы предлагаем сначала создавать как 100% -ные дочерние организации РАО "ЕЭС". А по отношению к каждой станции ОГК сама будет финансовым холдингом. В дальнейшем при переходе этого субхолдинга на единую акцию нынешние миноритарные акционеры АО-энерго смогут обменять свои акции во "внучках" РАО на акции ОГК. - А возможна ли денежная компенсация за эти активы? - Да. Но для того, чтобы говорить об этом, необходимо провести независимую оценку имущественных комплексов и определить цену возможной продажи. - Скептики утверждают, что никакой "живой" компенсации не получится. Дескать, РАО сознательно сейчас аккумулирует у себя кредиторку АО-энерго, чтобы потом предложить миноритарным акционерам энергосистем зачет: мы вам спишем долги, а взамен заберем станции. .. - Подобные схемы не существуют и не разрабатываются. РАО "ЕЭС России" это невыгодно. Нам самим принципиально важно учитывать интересы миноритарных акционеров. При таком подходе, о котором вы говорите, мы не получим того притока инвестиций, на который ориентированы реформы в электроэнергетике. Такой мнимый тактический "выигрыш" завтра обернется стратегическим проигрышем. - Кстати, о тактике. Реформа электроэнергетики в России только начинается, а зима уже идет вовсю. Практика предыдущих лет показала, что зимой электроэнергетика работает в "антикризисном" режиме: дефицит топлива был обычным явлением. Чего ждать сейчас? - Прошлогодний энергетический кризис в Приморье заставил нас пересмотреть базовые подходы к подготовке работы энергосистем в зимний период. В критических регионах мы кардинально изменили систему управления энергокомпаниями, создав управляющие компании. Их деятельность как антикризисных управляющих на первом этапе себя полностью оправдала - во всех критических регионах запасы топлива составляют более 100% норматива и на 40-60% превышают прошлогодний уровень. В результате при задании правительства по накоплению к 1 октября 2001г. запасов угля в размере 20,5 млн. т, мазута - 3,17 млн. т, энергопредприятия холдинга обеспечили запасы угля на уровне 24,1 млн. т, мазута - 3,28 млн. т. В середине января у нас угля вдвое больше, чем в прошлом году! В этом году мы отошли от практики масштабного сезонного кредитования у поставщиков топлива и в основном регулярно оплачиваем все текущие поставки. При этом основной упор сделан на привлечение кредитов и займов для ликвидации сезонных кассовых разрывов в бюджетах энергокомпаний. Кредиты коммерческих банков (в первую очередь Сбербанка) привлекались в основном под балансы и гарантии региональных энергокомпаний, но в исключительных случаях мы выдавали гарантии РАО "ЕЭС России". В целом заимствования составили более 7 млрд. руб. Кроме того, по распоряжению правительства Минфин выделил РАО централизованный кредит в размере 3 млрд. руб. со сроком погашения до конца календарного года. Сегодня он возвращен полностью. - Еще одна проблема - это цены на топливо. .. - Как известно, тарифы на электроэнергию устанавливают региональные энергетические комиссии (РЭК). А услуги и цены поставщиков топлива в основном являются абсолютно свободными, они не регулируются государством. Регулирование энерготарифов и определение цен поставщиками топлива - процессы, не синхронизированные между собой. Мы не в состоянии обеспечить оплату топлива по любой цене, предлагаемой поставщиками. Чтобы это доказать, мы ведем работу в двух направлениях. Там, где поставщики топлива не являются монополистами, идет отбор конкурентных предложений: в минувшем году мы впервые проводили тендеры на поставку топлива. В тех регионах, где поставщики топлива занимают монопольное положение, идет тяжелый поиск компромиссов. К сожалению, иногда поставщики используют методы шантажа. Например, Красноярская угольная компания даже прекратила поставки в адрес "Хакасэнерго" по уже произведенной предоплате. В целом отношения с Красноярской угольной компанией в течение этого года складывались очень напряженно. В IV квартале мы получили от них предложение об очередном повышении со 129 руб. до 159 руб. цены за тонну угля - кстати, уже четвертое за последние полтора года. А с первого января они требуют уже более 190 руб. за тонну. Если не согласимся, грозят приостановкой поставок. Я считаю неоправданными подобные методы воздействия на энергетиков. Тем не менее думаю, что в течение I - II кварталов 2002г. сможем найти компромиссное решение между "Красуглем" и энергопредприятиями РАО "ЕЭС". Тяжелая ситуация была и на переговорах с "Востсибуглем" и Читинской угольной компанией, которые входят в группу МДМ: в ноябре они объявили об увеличении цены на уголь на 30% с 1 января. В результате долгих переговоров мы достигли соглашения о поставках угля без значительного повышения цен. - А как складываются отношения РАО с другим поставщиком топлива - "Газпромом"? - В этом году энергопредприятия РАО "ЕЭС России" обеспечили беспрецедентно высокий уровень расчетов за поставляемый газ, в целом оплатив более 120% от стоимости поставок. Задолженность перед "Газпромом", которая в начале года составляла 38 млрд. руб. , полностью урегулирована к 1 января. Таким образом, РАО "ЕЭС" не только полностью оплатило газ, поставленный в этом году, но и урегулировало все долги, накопленные с 1996г. - Какая сумма из тех 40 млрд. руб., которые были выделены Минфином РАО по схеме погашения долга России перед Чехией, пошла на погашение задолженности "Газпрому"? - Более половины. И сегодня РАО "ЕЭС" для "Газпрома" - один из наиболее стабильных покупателей газа. В 2001г. общий уровень поставок газа для наших предприятий составил более 139 млрд. куб. м. Мы подписали соглашение о поставках газа на I квартал в объеме 44,34 млрд. куб. м. До 15 февраля должны согласовать объемы на II-IV кварталы 2002г. - Но здесь опять возникает вопрос о ценах. Внутренние цены на газ на порядок ниже экспортных, и "Газпрому" выгоднее экспортировать газ, а не продавать РАО. Как решить эту проблему? - Абсолютно очевидно, что внутренние цены на газ будут расти и постепенно приближаться к среднеевропейскому уровню. Думаю, что в ближайшие два года цена газа на внутреннем рынке увеличится минимум в два раза. Делать более длительные прогнозы сейчас нереально. Кстати, для инвестора, желающего вложиться в электроэнергетику, главным фактором является не столько цена, сколько стабильность объемов поставок газа. А для этого необходимо постепенно выравнивать ценовой диспаритет внутренних и экспортных поставок газа с одновременной стабилизацией уровня добычи газа и выходом на его постепенный рост. Без инвестиций, в том числе за счет повышения внутренних цен на газ, "Газпрому" этого не сделать.