Разделы
Полезные сайты
Счетчики
Российские машиностроители озабочены ситуацией на нефтегазовом шельфе
Компания Shtokman Development AG передала контракт на разработку концепции и инженерного проекта плавучей эксплуатационной платформы для Штокмановского месторождения компании Aker Solutions (Норвегия) совместно с компаниями Technip (Франция) и SBM Offshore (Голландия). Таким образом российские проектировщики оказались не у дел при разработке крупнейшего проекта в собственной стране. Иностранцы выполнят работы по формированию концепции платформы, предварительному проектированию корпуса, надстройки и причальной системы. По мнению экспертов, подобный подход Shtokman Development AG приведет к тому, что иностранцы будут закладывать в проект только хорошо известное им оборудование западного производства. В условиях кризиса подобный подход Shtokman Development AG не может быть признан правильным.
Союз производителей нефтегазового оборудования озабочен ситуацией с подрядными работами на российском шельфе. Отраслевой общественности по настоящее время неизвестны ни состав конкурсной комиссии, ни правила выбора подрядчиков. Если в пресловутых и активно критикуемых проектах по СРП была хотя бы вписана норма обязательного 70-процентного российского участия, то в Штокмановском проекте и этого нет. В свое время объявления о конкурсах операторы проектов по СРП публиковали в центральных российских СМИ. Теперь о выборе подрядчиков вообще ничего не известно. По мнению Союза производителей нефтегазового оборудования, налоговые льготы, которые требует руководство Shtokman Development AG, должны быть увязаны со встречными обязательствами по созданию рабочих мест в российской промышленности. Это относится не только к судостроению, но и к изготовлению бурового и другого нефтегазового оборудования, в производстве которого наша страна имеет, вопреки расхожему мнению, хорошие заделы. Так, Уралмашзавод спроектировал и изготовил около 40 морских буровых установок, которые по настоящее время успешно эксплуатируется на шельфе Баренцева, Охотского, Черного, Каспийского морей. К сожалению, российское машиностроительное предприятие в кризисный период не получило заказов на обеспечение оборудованием проектов на нефтегазовом шельфе.
Российские заводы имеют большой опыт проектирования и производства технически сложного бурового оборудования для работ на морских месторождениях. Благодаря отечественному оборудованию и российским специалистам были открыты и разведаны месторождения сахалинского шельфа, которые сегодня эксплуатируются иностранными компаниями. Значительным опытом по созданию проектов строительства скважин для шельфовых месторождений обладает Всероссийский научно-исследовательский институт буровой техники (Москва). Работы института явились основой для проектов бурения скважин на Приразломном и Штокмановском месторождениях. Высокую конкурентоспособность демонстрируют и многие отечественные предприятия оборонного комплекса. Передача Shtokman Development AG контракта на разработку вопросов концепции и инженерного проекта плавучей эксплуатационной платформы для Штокмановского месторождения иностранному консорциуму неизбежно приведет к отстранению российских машиностроительных компаний.
Ситуация с участием российских машиностроительных предприятий на шельфе будет рассмотрена 25 мая в Москве на конференции «Оборудование для работы на шельфе». По итогам встречи будет подготовлена информация для Правительства РФ, а также членов совета директоров компаний «Газпром», «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ».
Телефоны Оргкомитета: (495) 514-44-68, 514-58-56.