Счетчики




РФ и после 2011 года может сохранить контроль над МРСК

ОАО «Холдинг МРСК» допускает, что РФ сохранит контроль над распределительными электросетями после 2011 года и обсуждает в настоящее время несколько вариантов развития дочерних компаний — 11 МРСК, включая переход на единую акцию и установление абонентной платы по аналогии с платой, которую собирало РАО «ЕЭС России», заявил журналистам глава холдинга Николай Швец.

При этом он заверил, что при любом развитии событий «будут соблюдены все корпоративные процедуры и интересы всех акционеров, владеющих даже одной акцией».

По словам главы холдинга, различные варианты преобразований в распредсетевом комплексе РФ обсуждались 1 июля, когда «Холдинг МРСК» посетили вице-премьер РФ Игорь Сечин и министр энергетики РФ Сергей Шматко.

«Такой разговор состоялся, и это (переход на единую акцию со всеми МРСК) — один из вариантов развития. Главное, что мы на стадии предложений получили поддержку», — сказал Н. Швец. По его словам, переход на единую акцию позволит выстроить более жесткую систему госуправления в распредсетях, но есть и другие варианты, всего холдинг подготовил четыре схемы. Второй вариант — присоединение к холдингу одной из МРСК. Третий вариант — взимание абонентной платы. «Четвертый (пусть пока) останется за кадром», — добавил Н. Швец.

По его словам, все схемы направлены на то, чтобы обеспечить «Холдинг МРСК» средствами для реализации важных проектов — таких как развитие науки, запуск опытных производств различных типов оборудования, «пилотные» проекты, поддержка распредсетей в проблемных регионах. В качестве примера он привел Архангельскую область, где за 21 год не было построено ни одного распредсетевого объекта.

При этом Н. Швец заявил, что идея перехода к новой системе тарифообразования в распредсетях — RAB-тарифам, которые основаны на возврате инвестиций, «однозначно прогрессивная и будет внедряться». Глава холдинга напомнил, что уже восемь регионов перешли на RAB-тарифы. «С этого пути мы сходить не будем», — подчеркнул он.

Глава холдинга не стал говорить о сроках, когда компания рассчитывает определиться, по какому варианту будет развиваться система управления распредсетевым комплексом. «Важно, что мы получили одобрение и можем теперь работать дальше», — отметил он. При этом Н. Швец подчеркнул, что, по мнению холдинга, важно все же сократить госконтроль над распредсетями после того, как завершится переходный период в электроэнергетике РФ (2011 год).

В законе в настоящий момент определенно не прописано — сохранится ли контроль РФ над МРСК после 2011 года, а по замыслу РАО «ЕЭС» планировалось, что по завершении переходного периода распредсетевые компании смогут привлечь капитал стратегических инвесторов для развития, как это сделали ранее практически все ОГК и ТГК.

«Думаю, что (сохранение госконтроля) — это самое правильное будет решение, и мировой опыт это подсказывает», — сказал Н. Швец, приведя в качестве примера Великобританию. В то же время он отметил, что МРСК все же рассчитывают на привлечение стратегических инвесторов в капитал, но они вряд ли смогут получить контрольный пакет.

Н.Швец отметил, что холдинг в понедельник подписал с госкорпорацией «Ростехнологии» соглашение о сотрудничестве, которое предполагает, в частности, задействование предприятий госкорпорации в изготовлении оборудования для распредсетей. В настоящее время более половины оборудования распредсетевого комплекса выработало свой нормативный срок эксплуатации и подлежит замене. «Это серьезный долгосрочный проект», — сказал Н. Швец.

Предприятия «Ростехнологий» могут быть обеспечены заказами от МРСК как минимум на 3-4 года вперед, однако нет ясности с источником финансирования этого заказа, подчеркнул он. Государство вряд ли выделит средства на эти цели, учитывая секвестр госпрограмм в связи с кризисом. «Мы будем рассчитывать на стратегического инвестора», — заявил Н. Швец.

ОАО «Холдинг МРСК» было создано 1 июля 2008 года в рамках реструктуризации и ликвидации РАО «ЕЭС России», основной целью создания компании являлось обеспечение госконтроля над распредсетями РФ на переходный период энергореформы — до 2011 года. По замыслу РАО «ЕЭС» все распредсети были распределены по территориальному признаку в 11 межрегиональных распредсетевых компаний примерно одинакового размера. РАО «ЕЭС» рассчитывало, что наличие большого количества МРСК, в частности, позволит Федеральной службе по тарифам сравнивать эффективность компаний, их операционную деятельность и расходы, в том числе при установлении RAB-тарифов.

Материнская компания РАО «ЕЭС России» взимала абонентную плату со всех потребителей энергорынка, в том числе для финансирования своей операционной деятельности, а также ряда крупных инвестпроектов, таких как строительство Калининградской ТЭЦ-2, Ивановских ПГУ, Сочинской ТЭС и Бурейской ГЭС. Абонентскую плату утверждала ФСТ.