Разделы
Полезные сайты
Счетчики
Внедрение системы управления проектом повысит эффективность инвестиционных процессов в атомной энергетике
В частности, Александр Полушкин отметил, что атомная промышленность рассматривается в Энергетической стратегии России как важнейшая часть энергетики страны. До 2010 г. намечена достройка энергоблоков на Калининской, Ростовской, Курской и Балаковской станциях, новое строительство на Калининской, Белоярской, Балаковской, Ленинградской и других АЭС, продление ресурса, сооружение комплексов переработки радиоактивных отходов.
Реализация такой обширной инвестиционной программы, а также выполнение проектов на этапе эксплуатации и снятия АЭС с эксплуатации, не возможна без обеспечения профессионального управления всеми проектами концерна, полномасштабного внедрения автоматизированной корпоративной системы управления проектами. В связи с этим в 2001 г. концерном «Росэнергоатом» было принято решение о разработке и внедрении единой информационной системы управления проектами на всех этапах жизненного цикла АЭС.
В январе 2002 г. в концерне была создана служба оперативного управления проектами, включающая Институт управляющих проектами и Службу заказчика по внедрению информационной системы управления проектами. Ее функционирование началось в середине 2002 г. Пилотным проектом для отработки организационных и программно-технических решений был выбран проект достройки энергоблока №3 Калининской АЭС. По результатам работы на пилотном проекте готовится решение о расширении службы на новые проекты, которые сегодня получили официальный статус (в 2002 г. получены лицензии на сооружение энергоблока №2 Ростовской АЭС и энергоблока №5 Курской АЭС).
Руководство Концерна «Росэнергоатом» и Калининской АЭС рассматривали систему управления проектом достройки энергоблока №3 значительно шире, чем просто автоматизацию планирования и контроля графиков. Проект внедрения информационной системы управления проектом должен обеспечить передачу накопленных знаний, адекватное планирование работ, согласование действий проектировщиков, строителей, монтажников, поставщиков, наладчиков, а также финансистов для завершения проекта в директивные сроки.
Прежде всего при создании комплексной системы управления проектами и портфелями проектов должны быть решены организационные вопросы. Одним из ключевых организационных моментов является переориентация подразделений, задействованных в реализации инвестиций, от административного управления на управление в рамках текущего проекта. Как элемент в реализации этой цели построена система Штабов для решения текущих вопросов разного уровня, которые охватывают уровни принятия решений от Минатома России и администрации Тверской области вплоть до цеховых оперативных совещаний. Наличие такой системы совещаний позволяет ускорить выявление и решение вопросов технического, организационного и финансового характера. Контроль исполнения решений штабов с помощью настроенной автоматизированной системы сократил время на сбор и предоставление информации и позволил видеть фактическое состояние дел не раз в месяц во время оперативного штаба, а по факту исполнения пунктов протокола. В связи с этим было принято решение о вводе автоматизированной системы контроля поручений и решений совещаний.
Основу информационной системы управления проектом составляют отраслевые решения – стандарты, классификаторы, нормативы, существующие бизнес-процедуры и т.д. Верхний уровень ИСУП КАЭС-3 обеспечивает планирование и контроль всех аспектов проекта от выдачи проектно-строительной документации и получения разрешительных документов и лицензий до выполнения строительно-монтажных работ и пуско-наладочных работ с точки зрения сроков, ресурсного обеспечения на базе информации, предоставляемой учетными системами капитального строительства. При этом максимально используются уже работающие программные продукты.
Директивный и детальные графики, отчеты о планах и их выполнении регулярно публикуются на веб-сайт проекта и становятся доступными для всех участников проекта. Руководитель подразделения может просмотреть отчеты по ключевым событиям и графику освоения средств, обнаружить отставание или факт перерасхода ресурсов, проанализировать уведомления о действиях, предпринятых для улучшения ситуации, при необходимости рассмотреть детальные данные, документы, разработать программу действий на будущее.
Для контроля текущего состояния по договорам, планирования платежей и расходования финансовых средств была внедрена автоматизированная система ведения договоров.
Структура информационной системы была разработана исходя из функциональной постановки задачи, а также технических ограничений (большое количество территориально удаленных друг от друга участников, распределенный ввод и анализ данных, колоссальный объем информации, разная степень автоматизации и компьютерной грамотности участников системы, не высокие параметры каналов связи). Например, первичные пользователи обеспечиваются карманными органайзерами, с помощью которых они могут получать задания, вводить фактические данные о выполненных работах, а также планировать свой рабочий день, что способствует улучшению организации работ.
Хотя разработчикам и пользователям системы управления проектом еще предстоит решить ряд вопросов, однако опытная эксплуатация системы позволила сделать несколько важных выводов:
- Внедрение информационной системы управления проектами, безусловно, эффективно. Затраты, связанные с покупкой программного обеспечения, обучением персонала, настройкой системы окупаются сокращением потерь, возникающих из-за недостаточного информирования участников проекта, отсутствия четкого представления о графике выполнения работ, непонимания приоритетов и т.д.
- Для ускорения запуска информационной системы управления проектами планируется провести тотальное обучение вовлеченного в процесс персонала методологии управления проектами.
- Использование разработанной системы управления проектами сооружения с уже наработанными базами данных является перспективным для планирования и проведения технического обслуживания и ремонтов.
По словам Александра Полушкина, дальнейшая реализация организационных и программно-технических решений позволит обеспечить качественно новый уровень управления сооружением объектов атомной энергетики.