Счетчики




Коммерческую тайну защитят от государства

Документ был принят с поразительным единогласием: за проголосовали 273, против - 29, воздержался - 1.

Докладчиком был замминистра науки и промышленности Андрей Фурсенко. Суть его выступления состояла в том, что раз защита коммерческой тайны - это мировая практика, значит, надо и России такой закон иметь.

Против закона выступил член комитета по социальной политике и предпринимательству Олег Шеин ("Регионы России"). Он попросил уточнить, являются ли коммерческой тайной сведения о том, что на предприятии не платят зарплату, и могут ли за разглашение таких сведений уволить. По словам замминистра, этот пункт в законопроект не попал.

Шеина объяснения замминистра не устроили. Он заявил, что законопроект усложняет положение работников перед работодателями, дает лишние поводы для увольнения и вообще поощряет стукачество. В итоге Шеин предложил не принимать закон. Но после слов Фурсенко о том, что правительство готово к сотрудничеству и учету других мнений, его приняли.

В своем заключении на законопроект думский комитет по экономической политике также отметил, что с принятием этого закона потребуется вносить изменения в Гражданский и Административный кодексы. А комитет по безопасности рекомендовал уточнить понятия "обладатель коммерческой тайны", "режим коммерческой тайны" и "разглашение коммерческой тайны".

Напомним, что первый закон о коммерческой тайне был внесен в Госдуму еще восемь лет назад, но тогда не прошел первого чтения.

У документа было немало противников. Особенно против него ополчились заинтересованные министерства и ведомства, которые до сих пор могут передать кому-либо ноу-хау как простую коммерческую информацию.

Лишь в 1999 году закон был вновь представлен на рассмотрение Госдумы, но в этот раз вето на него наложил президент.

Тогда депутаты встали перед выбором: либо наложить вето на президентское решение, либо отложить его рассмотрение до лучших времен. Сейчас, стало быть, такие времена и наступили.

Авторы нынешнего закона -- Минпромнауки, Минатом, Гостехкомиссия и Роспатент -- учли замечания, которые к нему предъявлялись, и в первую очередь требования ВТО -- соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности (ТРИПС).

В итоге закон устраивает практически всех. Положительные отклики на него дали думские комитеты по науке и комитет по экономической политике и безопасности.

Единодушие думских экспертов вполне объяснимо. Все эти годы в стране отсутствовала законодательная программа экономической безопасности предпринимателя, в первую очередь связанная с интеллектуальной деятельностью. Поэтому бизнесмены вынуждены были идти на всевозможные хитрости и самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Большинство же действующих законов содержат достаточно разрозненные нормы, которые относятся к понятию коммерческой тайны. Не прописаны обязанности должностных лиц или государственных органов не разглашать коммерческую тайну, которая стала им известна. Неясно, как должны вести себя суды и прокуратура при получении информации, которая составляет коммерческую тайну для ее обладателя.

Новый закон должен разрешить многие проблемы. В первую очередь он определит, какую, собственно, информацию можно относить к коммерческой тайне. В нем четко прописаны взаимоотношения между работодателем и работниками в области охраны интеллектуальной собственности, касающиеся отнесения информации к коммерческой тайне. Решится также, какие права есть у обладателя коммерческой тайной. Важно и то, что теперь правоохранительные органы, получившую информацию, считающуюся коммерческой тайной, обязаны будут при утечке сведений возмещать хозяину понесенные убытки.

По словам советника комитета по информационной политике Бориса Кристального, над законом еще предстоит работать: в нем есть неточности изложения. Еще предстоит до конца определить перечень информации, которая не относится к коммерческой тайне. Причем список этот будет расширяться. Профсоюзные лидеры предлагают, например, внести в этот список положения о заработной плате, которая пока попадает под понятие тайны. Иначе, на их взгляд, невозможно будет вести переговоры об увеличении зарплаты. Ко второму чтению все эти вопросы должны быть решены.