Счетчики




Тарифы - уже не политика, а экономика

Сколько должно платить население? Почему одни промышленные предприятия платили по завышенным тарифам, другие имели скидки? В конце концов, кто и когда сделает любое повышение тарифов прогнозируемым? Эти вопросы были актуальны вчера и остаются таковыми сегодня. На часть таких вопросов отвечает первый заместитель председателя региональной энергетической комиссии (РЭК) С-Петербурга А.И. Карпов.

- Анатолий Иванович, всегда есть какие-то особенности принятия новых тарифов на региональном уровне. И эти особенности постоянно меняются. Хотелось бы выяснить, как принимались новые тарифы в СПб?

- Цель, которую преследует при тарифном регулировании РЭК, - это установление баланса экономических интересов между энергоснабжающими организациями и потребителями.

Основной и фактически единственной причиной повышения тарифов с 1 февраля были принятые на федеральном уровне решения о повышении с 1 января 2003 года цен и тарифов на энергоресурсы и услуги на 18-25 %.

- И каким было это повышение?

- В среднем по всем группам потребителей электрической энергии мы вышли на 11 процентов увеличения тарифов, по тепловой энергии - на 13 процентов. Замечу, что это ниже того предельного уровня, что был установлен решением правительства РФ на 2003 год. Санкт-Петербург - фактически единственный субъект России, который при установлении тарифов на 2003 год выполнил все требования нормативных документов, методические указания по расчету тарифов.

Темпы роста тарифов в Санкт-Петербурге различны для разных групп потребителей. Для промышленности при последнем регулировании тарифы на электрическую энергию возросли на 6,5 %, а для бюджетных организаций - примерно на 2 %. Более высоко они возросли для населения - в среднем на 16 %.

- Процедура принятия новых тарифов прошла на удивление спокойно?

- Да. Жесткого противостояния не было, с результатами экономической экспертизы расходов согласились все энергоснабжающие организации.

- С февраля отменена 25 % надбавка к тарифу на электрическую энергию, которую промышленные предприятия передавали своим абонентам. Чем это вызвано?

- Экономический смысл надбавки заключается в том, что к тарифу на электрическую энергию, которую промышленные потребители получали по установленным РЭК Санкт-Петербурга ценам, добавляли 25 % на содержание своих электрических сетей. По этим сетям предприятия передавали электрическую энергию своим абонентам. Но от принятия этого решения прошло более восьми лет. За это время тарифы выросли более чем в четыре раза. Многие предприятия свои площади сдали в аренду малому бизнесу. У некоторых предприятий доход за счет надбавки к тарифу доходит до 80 %. И поэтому большинство из них вместо утверждения тарифа необоснованно включают расходы на содержание электрических сетей в арендную плату или другие услуги своим арендаторам или абонентам.

В течение последнего года приняты нормативные акты, обязывающие все организации, оказывающие услуги по передаче электрической и тепловой энергии, иметь утвержденный тариф на эти услуги. Это одно из непременных условий организации и функционирования рынка электроэнергии. Если во всей цепочке от производителя энергии до конечного потребителя не будет утвержденных экономически обоснованных тарифов, то потребитель окажется за бортом рынка электроэнергии.

- А могут ли в этом году произойти новые изменения тарифов?

- Если, например, цены на газ или тарифы на электроэнергию на федеральном уровне будут меняться в текущем году, то появятся выпадающие доходы энергоснабжающих организаций, которые мы будем вынуждены учесть при последующем регулировании. Дополнительные расходы мы сможем погасить, начиная с 1 января следующего года, что может привести к дополнительному росту тарифов.

- В этом году вы будете закладывать тарифы на 2004 год...

- По закону тарифы на следующий год необходимо принять до принятия бюджета Санкт-Петербурга. Они должны находиться в рамках тех предельных тарифов - и для энергоснабжающих организаций, и для населения, - которые будут приняты правительством РФ на 2004 год в соответствии с законом №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». Срок в законе не определен, но необходимо, чтобы это произошло в первой половине года. Я надеюсь, что правительство примет такие предельные тарифы на электрическую и тепловую энергию, чтобы можно было не превысить их уровень при обосновании расходов и дальнейшего принятия решений региональной энергетической комиссии.

- Насколько можно уменьшить тариф на тепловую энергию за счет введения строгого учета потребленной энергии?

- Снижение оплаты у потребителя должно идти параллельно снижению расходов на этот объем у энергоснабжающей организации. Вот тогда будет эффект. Но если снижение объемов потребления происходит, а расходы на содержание персонала и оборудования остаются теми же - то экономия осуществима только на топливной составляющей. Поэтому комиссия и требует с организаций снижения собственных издержек, более полной загрузки оборудования и вывода из работы излишних мощностей, повышения эффективности энергетического оборудования, целевого использования заложенных в тарифы средств на реконструкцию и ремонт. С этой целью проводятся энергетические обследования и осуществляется контроль за реализацией соответствующих мероприятий.

- Вопрос аудита... Как влияют технологические экспертизы на разработку тарифов?

- У нас сейчас подготовлено техническое задание, проведен конкурс по выбору организации и заключается договор по проведению технологической экспертизы АО «Ленэнерго». Планируем, что проведем ее в этом году. Но не в полном объеме, а только на тепловых и электрических сетях и на некоторых ТЭЦ города и области. По тепловым и электрическим сетям предметом проверки станет их состояние и уровень потерь в них. На многих объектах у нас стоит оборудование чуть ли не времен ГОЭЛРО, а это чревато самыми печальными последствиями. Вспомните хотя бы аварию на Васильевском острове в октябре прошлого года. Экспертиза поможет оценить необходимый объем ремонта, который надо закладывать, уровень потерь, а в конце концов, позволит найти пути снижения расходов и тем самым оптимизировать величину тарифа на электро- и теплоэнергию.

На сегодняшний день подобные экспертизы проведены практически во всех организациях Санкт-Петербурга, для которых индивидуально устанавливаются тарифы. Это промышленные котельные, ТЭЦ Обуховского и Ижорских заводов, ЦКТИ и др. Проводить подобную работу довольно сложно - так, в АО «Ленэнерго», чтобы определить потери в сетях, надо работать в действующих электроустановках и в период отопительного сезона. Дело само по себе опасное. Поэтому существуют определенные требования со стороны РАО «ЕЭС России» по проведению таких работ. Все организационные и технологические вопросы требуют согласования, проведения целой программы подготовки. Особенно опасны работы на ТЭЦ, где давление достигает 250 атмосфер, а температура в котле - 560 градусов Цельсия.

- Насколько существенно снижает тарифы реализация инвестиционных проектов?

- Инвестиционный проект реализуется у нас в ЗАО «Лентеплоснаб», обслуживающем Пушкин, Павловск и Колпино. За счет проведения организационных и технических мероприятий с 1 января 2002 года тариф был снижен на 9%. В следующем году здесь предусмотрено новое снижение тарифов за счет проведения технических и организационных мероприятий.

Что было сделано? В Пушкине, например, установили турбогенератор. Некоторые котельные с низким КПД закрыли, а их нагрузку перевели на другие объекты. На теплотрассах заменили трубопроводы с современной теплоизоляцией. Установили приборы учета на первичные энергоресурсы - на газ, а также поставили счетчики на отпуск тепловой энергии - и в котельных, и у потребителей.

Финансировался проект частично из бюджета, частично за счет инвесторов. На сегодняшний день тарифы для этих районов обоснованы экономически, и их снижение уже сейчас приносит экономический эффект для бюджета и потребителей. То есть происходит возврат вложенных средств. Впрочем, это, пожалуй, единственный пример, когда тарифы существенно снижаются.

Беседовал Валерий Андреев.