Счетчики




Минэнерго: О реализации федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика"

Правительство Российской Федерации постановлением от 17 ноября 2001 г. № 796 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2001 г. № 923) утвердило федеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года (далее – Программа), которая является одним из основных механизмов реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Министерство энергетики Российской Федерации определено государственным заказчиком-координатором Программы, государственными заказчиками подпрограмм и разделов Программы определены Минатом России, Минпромнауки России, Минсельхоз России, Минтранс России, МПС России, Госстрой России. Основная цель Программы – создание социально ориентированного энергетического хозяйства, обеспечивающего за счет структурной перестройки энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслей эффективное энергосбережение в стране, надежное обеспечение энергоносителями отраслей экономики, снижение энергоемкости ВВП к 2005 году на 13,4% и к 2010 году на 26% по отношению к 2000 году. Основные источники финансирования Программы – собственные средства предприятий, кредитно-финансовых и коммерческих структур, средства федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Реализация программы предусматривается в два этапа: I этап – 2002-2005 годы; II этап – 2006-2010 годы. На первом этапе осуществляются меры, нацеленные на углубление структурных реформ и укрепление рыночных начал в энергетическом секторе, преодоление диспропорций переходного периода, обеспечивающие решение следующих задач: - недопущение кризисных ситуаций в осенне-зимние периоды в энергодефицитных регионах за счет рационального использования поставляемых и местных энергоресурсов; - снижение издержек производства в организациях ТЭК, ликвидация убыточных предприятий и рост рентабельности остальных путем ограниченного повышения внутренних цен на энергоносители на уровень, обеспечивающий полное самофинансирование производителей топлива и энергии; - организационные преобразования, нацеленные на повышение эффективности хозяйствования организаций ТЭК; - проведение структурных реформ в электроэнергетике и газовой отрасли; - завершение реструктуризации угольной промышленности; - создание эффективной системы управления государственной собственностью в организациях ТЭК; - насыщение внутреннего рынка отечественным высокотехнологичным оборудованием, материалами и конструкциями для отраслей ТЭК, а также энергосервисными услугами; - законодательное разграничение обязанностей, прав и ответственности по управлению сферой энергоснабжения между федеральными и региональными органами власти; - создание и организация серийного производства установок малой энергетики, в том числе для использования гидроэнергетических ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной и других нетрадиционных источников энергии. На втором этапе организации ТЭК должны обеспечить ускоренное развитие экономики страны, как результат произошедших ранее структурных сдвигов. Главная задача организаций ТЭК на этом этапе – максимально возможное ускорение обновления материально-технической базы, повышение эффективности и конкурентоспособности производства. Программа состоит из трех подпрограмм: 1. “Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса”; 2. “Безопасность и развитие атомной энергетики”; 3. “Энергоэффективность в сфере потребления”. Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограммах, позволит решить вопросы энергоэффективного обеспечения отраслей экономики топливно-энергетическими ресурсами на основе совершенствования развития отраслей топливно-энергетического комплекса и развития атомной энергетики. Потребность в инвестициях на реализацию программных мероприятий за счет всех источников финансирования определена в ценах 2001 г. и составляет всего – 7004,66 млрд. рублей, из них федеральный бюджет – 50,255 млрд. рублей или 0,7%. Финансовые затраты на первом этапе в 2002-2005 гг. составят – 2958,671 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 12,336 млрд. рублей или 0,4%; в 2006-2010 гг. – 4045,989 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 37,919 млрд. рублей или 0,9%. Бюджетная эффективность составит порядка 4395,6 млрд. рублей за первый период реализации программы в 2002-2005 годах и 6446,9 млрд. рублей во второй период реализации программы в 2006-2010 годах. Подпрограмма "Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса" (государственный заказчик – Министерство энергетики Российской Федерации), включает в себя 10 разделов, в которых предусмотрен комплекс мероприятий направленный на устойчивое развитие отраслей ТЭК: - нефтедобывающий комплекс; - модернизация нефтеперерабатывающей про­мышленности; - модернизация и повышение надежности маги­стральных нефтепроводов и нефтепродукто­проводов; - газовая отрасль; - угольная промышленность; - электроэнергетика (в части мероприятий по строительству зон затопления гидроэлектро­станций государственным заказчиком является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); - эффективное энергообеспечение регионов, в том числе северных и приравненных к ним территорий, на основе использования нетра­диционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива; - создание высокоэффективного и импорто­замещающего оборудования и материалов для топливно-энергетического комплекса; - экологические аспекты энергоэффективного развития топливно-энергетического комплекса, включая ресурсосберегающую переработку золошлаковых отходов тепловых электростанций и снижение выбросов парниковых газов; - организационные мероприятия и контроль за ходом реализации Программы. Подпрограммой рассматриваются 80 мероприятий. Финансовые затраты по подпрограмме составят до 2005 года – 2670,984 млрд. рублей или 90,3%; на период 2006-2010 годы – 3657,354 млрд. рублей или 90,4%, в том числе за счет средств федерального бюджета – 7,846 и 20,059 млрд. рублей или 63,6 и 52,9% соответственно. Подпрограмма "Безопасность и развитие атомной энергетики" (государственный заказчик – Министерство Российской Федерации по атомной энергии). В рамках подпрограммы рассматриваются 28 мероприятий. Финансовые затраты по подпрограмме составят до 2005 года – 181,657 млрд. рублей или 6,1%; на период 2006-2010 годы – 286,163 млрд. рублей или 7,1%, в том числе за счет средств федерального бюджета 2,8 млрд. рублей и 12,904 млрд. рублей или 22,7 и 34,0 % соответственно. Подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления" включает в себя шесть разделов: - энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности (государственный заказчик – Министерство промышленности, науки и тех­нологий Российской Федерации); - энергоэффективность в сельском хозяйстве (государственный заказчик – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации); - энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве (государственный заказчик – Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); - энергоэффективность на транспорте (государ­ственный заказчик – Министерство транспорта Российской Федерации, в части мероприятий в сфере железнодорожного транспорта – Министерство путей сообщения Российской Федерации); - энергоэффективность в организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы (государственный заказчик – Министерство энергетики Российской Федерации); - энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса (государственный заказчик – Министерство энергетики Российской Федерации) в которых рассмотрено 45 мероприятий. Финансовые затраты по подпрограмме составят до 2005 года – 106,0 млрд. рублей или 3,6%; на период 2006-2010 годы – 102,5 млрд. рублей Илии 2,5%, в том числе за счет средств федерального бюджета 1,7 млрд. рублей и 4,9 млрд. рублей или 13,7 и 13,1% соответственно. Решение проблем, охватываемых Программой, соответствует «Основным направлениям социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» и системе критериев, придающих ей четкую целевую направленность и позволяющих сконцентрировать имеющиеся ресурсы и технический потенциал на решении ключевых задач. В 2002 году объемы выполненных и профинансированных работ по Программе по состоянию на 01.01.2003 года характеризуются следующими данными. Капитальные вложения в млн. рублей в ценах 2002 года. Всего - 335323,628. В том числе: Федеральный бюджет - 2148,282; Господдержка угольной отрасли - 6998,346; Бюджеты субъектов РФ - 5575,8; Внебюджетные источники - 320574,2. За счет средств федерального бюджета за т. г. профинансированы следующие объекты: - Мутновская ГеоЭС – 54,0 млн. рублей; - Усть-Среднеканская ГЭС – 358,0 млн. рублей; - Зарамагские ГЭС – 20,0 млн. рублей; - Калининградская ТЭЦ-2 – 300,0 млн. рублей; - газопровод Средневилюйское газоконденсатное месторождение – Мастах-Берге - Якутск (3 нитка) – 18,0 млн. рублей; - газопровод из Соболевского района до г.Петропавловск-Камчатский – 580,0 млн. рублей; - газопровод Нюксеница-Архангельск – 137,16 млн. рублей; - газопровод Сахалин-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск (1 очередь) – 72,0 млн. рублей; - малая ГЭС на р. Хамсара, г. Кызыл, Республика Тыва – 4,59 млн.рублей; - малая ГЭС на р. Кайру, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай – 1,197 млн. рублей; - мини-ГЭС с использованием ортогональных турбин на водосборе о. Сенеж, г. Солнечногорск, Московская область – 3,0 млн. рублей; - внедрение аппаратов «Фисоник» в качестве подогревателей воды и насосных установок, Республика Татарстан – 0,6 млн.рублей; - реконструкция котельной на основе использования малозатратных энергосберегающих технологий с переводом на местные виды топлива в п. Винницы, Ленинградская область – 2,6 млн. рублей; - реконструкция котельной на основе использования малозатратных энергосберегающих технологий с переводом на местные виды топлива в п. Краколье, Ленинградская область – 1,3 млн. рублей; - мини-ТЭЦ на древесных отходах в г. Вытегра, Вологодская область – 11,97 млн. рублей. - топливный склад ГУП «Урмарытопсбыт», Республика Чувашия – 2,18 млн. рублей; - топливный склад в г. Беломорске, Республика Карелия – 1,1 млн.рублей; - зона затопления Бурейской ГЭС – 304,3 млн. рублей; - зона затопления Богучанской ГЭС – 114,45 млн. рублей; - зона затопления Чебоксарской ГЭС – 1,4 млн. рублей; - а также сооружение электрических сетей в г. Комсомольске-на-Амуре, расширение подстанций 110/35/10 кВ в с. Дульдурга, и «Агинская», Агинский Бурятский автономный округ на сумму - 5,99 млн. рублей. С начала 2002 года введены в эксплуатацию 2244 нефтедобывающие скважины, введена одна установка подготовки нефти мощностью 1,2 млн. т в год ОАО «Томскнефть», четыре дожимные насосные станции мощностью 13,6 тыс. куб. м в сутки и 10 кустовых насосных станций мощностью 101 тыс. куб. м в сутки. Продолжается строительство объектов электроэнергетики, крупнейшими из которых являются: Бурейская ГЭС, Усть-Среднеканская ГЭС, Харанорская ГЭС, Калининградская ТЭЦ-2, объектов нефтяной, газовой и угольной промышленности. За отчетный период введены в эксплуатацию участок «Козульский» в Красноярском крае мощностью по добыче 120 тыс.тонн угля в год, разрез «Переяславский» мощностью 600 тыс.тонн угля в год, участок открытых работ разреза «Ирбейский» мощностью 350 тыс.тонн угля в год и ОФ Красногорского разреза мощностью 1500 тыс.тонн угля в год. По НИОКР в 2002 году профинансировано из федерального бюджета 53,4 млн. рублей, из них по электроэнергетике – 3,0 млн. рублей, по эффективному энергообеспечению территорий – 1,5 млн. рублей, на реализацию Энергетической стратегии – 1,0 млн. рублей, на энергосбережение в отраслях ТЭК – 5,9 млн.рублей, по экологии – 0,9 млн.рублей и по атомной энергетике – 22,4 млн.рублей. Законом РФ «О бюджете Российской Федерации на 2003 год» объем бюджетного финансирования мероприятий программы составляет 2,094 млрд. рублей, в том числе по Минэнерго России – 1,562 млрд. рублей, Минатому России – 0,406 млрд. рублей, Госстрою России –0,367 млрд. рублей. Кроме того, по внепрограммной части финансируются мероприятия по газовой отрасли – газопроводы отводы и др. в объеме 0,241 млрд. рублей.