Счетчики




Осталось провести реформу. Энергетическое будущее России зависит от реструктуризации РАО «ЕЭС» и «Газпрома»

Принятие Энергетической стратегии России - документа, определяющего цели, задачи и темпы развития самой главной отрасли страны до 2020 года, - откладывается на осень. На коллегии Министерства энергетики было принято решение представить черновой вариант стратегии, копией которого располагает газета «Время новостей», для обсуждения на заседании правительства 29 мая. Минэнерго ожидает, что правительство одобрит концепцию стратегии и предоставит дополнительно несколько месяцев для ее доработки. Стратегия нужна и для самого правительства, и для всех частных инвесторов, работающих в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России. Правительство хочет понимать, что надо сделать сейчас для того, чтобы через 20 лет в стране не разразился топливный кризис и жители Приморья, например, могли бы, наконец, благополучно зимовать. Между тем, частные компании не прочь подстроить свои бизнес-планы под планы правительства. «ЛУКОЙЛ вкладывает миллионы долларов в реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов, чтобы уменьшить производство дешевого мазута и увеличить производство более дорогих видов нефтепродуктов - дизельного топлива и бензина. Но мы не знаем, надо ли сокращать производство мазута, если правительство прогнозирует рост его потребления. Многие российские компании становятся транснациональными и имеют возможность выбирать, в какую страну им вкладывать деньги. Отсутствие стратегии мешает принятию верных решений», - заявил на коллегии представитель нефтяной компании. «Я думаю, что стратегия должна обойти стороной какие-то острые вопросы, которые правительство может решить в другом формате. Ведь цель стратегии - привлечь инвесторов в страну, в том числе западных инвесторов, поэтому она должна быть немного приукрашена», - заявил замминистра экономического развития Юрий Белецкий. Между тем, составление прогнозов развития экономики, особенно на такую далекую перспективу, как 2020 год, именно сейчас в правительстве является предметом жесточайших дискуссий, поскольку Владимир Путин в последнее время весьма резко критикует министров за низкие прогнозы темпов экономического роста. Пока новых прогнозов нет, Минэнерго не может выполнить корректные расчеты развития ТЭК, так как в случае бурного экономического роста потребление энергоресурсов будет неизбежно выше. «Мы готовы пересчитать свои прогнозы в любой момент, как только появятся новые данные из МЭРТ», - заявил на коллегии замминистра энергетики Иван Матлашов. Именно он отвечает в министерстве за расчет топливного баланса страны. Сейчас баланс до 2020 года составлен исходя из прогноза ежегодного роста ВВП примерно на 4,5%. Для того чтобы «отвязаться» от конкретных цифр, которые все время меняются по объективным и субъективным причинам, Минэнерго решило разделить стратегию на две части. В первой - «Основные положения Энергетической стратегии» - излагаются общие принципы, которыми будет руководствоваться правительство в своей политике в области ТЭК. В положениях, занимающих сейчас около 70 страниц, производственных данных нет вообще. Вторая часть - «Топливный баланс страны до 2020 года» - имеет статус справочного приложения к стратегии. «В этом документе не ставится цель записать раз и навсегда, сколько и когда будет потребляться и производиться энергоресурсов. Мы живем уже не в плановой экономике», - заявил главный разработчик «Основных положений» Владимир Милов, назначенный новым заместителем министра энергетики. По его словам, правительство будет составлять прогнозные топливные балансы и добиваться их исполнения, стимулируя частных инвесторов экономическими методами. Особого радикализма, впрочем, в переходе к рыночным методам регулирования ТЭК не предвидится. Иван Матлашов пообещал, что правительство будет по-прежнему жестко контролировать топливный рынок. «Мы должны обеспечивать гражданам России тепло зимой, а рынок пока этого сделать не в состоянии», - сказал г-н Матлашов. Стратегия должна предложить правительству набор долгосрочных целей, к которым надо двигать частные компании, а также набор рыночных инструментов, которыми, собственно, и надо двигать. Главные цели стратегии, сформулированные г-ном Миловым, нельзя назвать новыми. Их всего четыре: обеспечение населения и экономики страны энергетическими ресурсами российского производства по справедливым ценам, максимальная реализация экспортного потенциала энергетического сектора страны, модернизация ТЭК и, наконец, снижение нагрузки на окружающую среду. Для достижения этих целей Минэнерго предлагает стимулировать частные инвестиции в четыре отрасли ТЭК, которые определены как приоритетные: электроэнергетика, добыча и транспорт газа, переработка нефти и газа, строительство транспортной инфраструктуры для экспорта энергоресурсов. По мнению Владимира Милова, привлечь инвестиции в энергетику и газовую отрасль можно, только завершив структурные реформы монополий - РАО «ЕЭС» и «Газпрома». В противном случае, считает он, стране грозит падение темпов производства газа и электроэнергии. Для проведения реформ и перестройки работы всего ТЭК Минэнерго предлагает принять к 2005 году новое энергетическое законодательство. По словам Владимира Милова, это позволит создать фундамент для реализации стратегии. Однако участники коллегии скептически отнеслись к этой идее. Присутствовавшие депутаты сомневались, что за столь короткий срок можно будет принять законы, полностью меняющие управление ТЭК. Кроме того, Минэнерго пока не имеет списка законов, которые скрываются под термином «энергетическое законодательство». Минэнерго пообещало составить его в ближайшее время. Из проекта Энергетической стратегии О роли на мировом рынке Государственная энергетическая политика во внешнеторговой сфере будет направлена на переориентацию роли страны в мировом энергетическом пространстве от функции поставщика ресурсов, преимущественно сырьевых, к роли полноценного участника мирового торгового оборота энергетических ресурсов, проводящего собственную политику на мировых энергетических рынках. О сотрудничестве с США Перспективным для России является североамериканский энергетический рынок, в особенности США. Преодоление спада в американской экономике и прогнозы ее долгосрочного поступательного развития позволяют рассчитывать на расширение потребности США в энергетических ресурсах. В долгосрочном плане интересы России и США в энергетической сфере весьма близки. В перспективе Россия, как и США, не заинтересована в поддержании сверхвысоких мировых цен на нефть, которые оказывают существенное деформационное влияние на структуру национальной экономики. Интересы России лежат в сфере обеспечения стабильного сбыта собственной нефти и продуктов ее переработки по справедливым ценам. В этом отношении рынок США потенциально может выступить долгосрочным источником сбыта продукции российской нефтяной отрасли, а американский капитал - источником инвестиций в развитие собственных экспортных направлений транспортировки российской нефти и продуктов ее переработки и транзита нефти стран СНГ, транспортных терминалов и глубоководных портов. США являются перспективным рынком сбыта энергетической продукции российской атомной промышленности, энергетических технологий. О либерализации газового рынка Позитивным сигналом для развития российского газового экспорта является либерализация торговли газом в рамках Европейского сообщества. Задача развития экспорта российского газа заключается в максимально благоприятных условиях трансформации существующей системы долгосрочных контрактов поставок газа «бери или плати» в систему торговли газом на спотовом рынке с использованием механизмов страхования рисков спотовой торговли.