Счетчики




Энергетические цели требуют революции

Радикальное улучшение положения в энергетике требует изменений не только в этой отрасли. Нужно менять конструкции всего, что потребляет энергию — от автомобилей до зданий. Государство опять хочет вмешаться в экономику: оно вместо рынка выберет дороговизну зданий при дешевизне энергии или дешевизну энергии при дороговизне зданий. А скорее всего, в итоге будет и более дорогая энергия, и более дорогие здания. В общем, в политэнергетику теперь замешиваются строители Великобритании — а в других европейских странах жесткие строительные нормы, связанные с энергетикой, уже приняты. 18 февраля 2002 г. корреспондент агентства Reuters Тоби Рейнолдс (Toby Reynolds) сообщил из Лондона о возможных изменениях в строительстве и архитектуре, вызванных требованиями энергетики. Новое, сознательно относящееся к энергетической проблематике, поколение проектировщиков жилья говорит: хватит возни с существующими энергетическими привычками — если Великобритания всерьёз собирается уменьшить выбросы парниковых газов, необходима революция в строительном дизайне. На прошлой неделе опубликован доклад, составленный по поручению правительства. Там сверх существующей цели — сократить потребление в стране к 2010 году на 20% — ставится цель к 2020 году сократить его ещё на 20%. Архитекторы утверждают, что этого можно достичь только обильными инвестициями в новые технологии строительства. Существующие британские цели по сокращению выбросов парниковых газов, половина которых образуется при отоплении и освещении зданий, основаны на замене неэффективных старых котлов и усилении теплоизоляции тысяч домов, откуда утекает энергия. Эти меры должны быть предписаны новыми строительными правилами, вступающими в силу в апреле. Питер Том (Peter Thom) из фирмы Greenheat, устанавливающей котлы и консультирующей по экономии энергии, сказал: "Первого требования о сокращении на 20% будет не слишком трудно достичь. А вот следующие 20% очень трудно достижимы без некоторых крупных изменений в законодательстве и финансировании". Марго Маршалл (Margot Marshall) из неправительственной организации "Фонд экономии энергии" (Energy Saving Trust) говорит, что апрельские правила уже устарели: "Даже наши новые строительные правила, которые появятся в этом году, не столь строги и не столь хороши, как правила в (континентальной) Европе. Мы думаем, что правительство должно теперь дать понять: к 2010 году строительные правила станут по-настоящему жёсткими. Другие страны уже сделали это, и нет никаких причин, почему этого не можем сделать мы — нам только требуется политическая воля". Пуран Десаи (Pooran Desai) — директор компании Bioregional, участвующей в разработке новой самодостаточной энергетической зоны в лондонском районе Саттон (Sutton), — говорит, что общество должно расстаться со старыми подходами и начать подходить к разработке жилья с новой точки зрения: "Мы не дойдём туда, куда надо, беря то, что у нас уже есть, и пытаясь вписать это в жизнеспособный мир — оно не впишется". Применённая в Беддингтоне (Beddington) разработка "Zero-Energy" использует солнечную энергию и одновременно производит на участке тепло и электроэнергию, используя генератор, сжигающий древесные отходы от подрезания местных деревьев. Объединение тепла и электричества (combined heat and power — CHP), при котором отходы энергии от производства электричества используются повторно,— важная область в правительственной повестке дня по энергетической эффективности. Учитывая, что в градирнях обычных ТЭС уходит впустую столько же энергии, сколько преобразуется в электричество, потенциальная экономия огромна. Очередная CHP-разработка поблизости от Лондонского Купола Тысячелетия в Гринвиче предназначена для сокращения потребления энергии на 80%. Использование CHP для отопления района позволяет новым домам обходиться без локальных котлов, что, по словам проектировщиков, важно и с точки зрения продажи, и для самодостаточности разработки. Но Десаи говорит, что для подлинно устойчивого образа жизни надо рассматривать не только CHP и возобновимые источники энергии. Беддингтонский проект предполагает совместное использование парка автомобилей, чтобы уменьшить выбросы, связанные с транспортом, и рассчитан на минимизацию потребностей в поездках. По мнению Десаи, такое объединение весьма существенно: "Мы не достигнем самодостаточности, если будем строить очень экономичные здания, а потом нам придётся ездить туда и оттуда". Спонсор проекта — жилищный трест Peabody — говорит, что, хотя достигнут пренебрежимо малый общий уровень выбросов двуокиси углерода в связи с потреблением энергии, дома всё ещё продаются по ценам, типичным для этого района - около 100000 фунтов ($150000) за квартиру с одной спальней. Поскольку цены на подобные разработки становятся всё доступнее, Маршалл утверждает, что предсказанная экономия — 0.3% от валового национального продукта сверх начальных инвестиций — одолеет творцов правительственной политики: "Это — самый дешёвый способ достичь их целей. Есть чистые выгоды для экономики, и (канцлеру) Гордону Брауну это нравится".