Разделы
Полезные сайты
Счетчики
Андрей Илларионов: "Совместными усилиями удалось получить неплохой документ"
Интервью советника Президента РФ по экономическим вопросам Андрея ИЛЛАРИОНОВА Стране.Ru. "Совместными усилиями удалось получить неплохой документ", -так на пресс-конференции в понедельник советник Президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов охарактеризовал "Основные направления реформирования электроэнергетики РФ", одобренные премьер-министром 12 июля. Правительству РФ удалось выработать новую модель реформы электроэнергетики, считает Андрей Илларионов. По его словам, при доработке документа было учтено большинство принципиально важных предложений рабочей группы Госсовета. Из 26 поправок 20 были в него включены, на основании двух были сформулированы компромиссные варианты. В частности, твердо обозначен срок, в течение которого Федеральная сетевая компания и Системный оператор будут функционировать в статусе 100-процентных дочерних компаний РАО "ЕЭС России". Также несколько предложений были внесены непосредственно правительством. Правительство настояло на передаче большинства мест в советах директоров дочерних компаний представителям государства. Правительство, сообщил Андрей Илларионов, взяло на себя контроль за ходом реформы. Реформирование будет проходить в несколько этапов, при этом предусматривается анализ итогов каждого из этапов. Только после анализа и оценки сделанного будут разрабатываться меры по дальнейшему реформированию электроэнергетики страны. "Жесткий правительственный контроль на всех этапах позволит обеспечить интересы государства при проведении реформы электроэнергетики и избежать ущемления интересов акционеров", - сказал советник Президента. Андрей Илларионов также отметил, что в связи с тем, что потенциальная капитализация РАО "ЕЭС России" превышает 100 млрд долларов, государство заинтересовано в проведении "аккуратной и быстрой" инвентаризации активов и пассивов компании, поскольку ему принадлежит более 52% уставного капитала. По окончании пресс-конференции советник Президента РФ по экономическим вопросам Андрей ИЛЛАРИОНОВ ответил на вопросы корреспондента Страны.Ru. - Означает ли формулировка правительства "одобрено", а не "утверждено" по отношению к "Основным направлениям реформирования электроэнергетики", что еще существует возможность их изменения в ту или иную сторону? Может ли это произойти при утверждении плана первого этапа реформы? - Любой документ не исключает возможных изменений в будущем. Тем не менее очень важно, что этот документ - первый документ, принятый правительством относительно реформирования электроэнергетики, - уже содержит в себе те наиболее важные положения, о которых мы здесь говорили. Любое другое изменение - в пользу монополизации рынка электроэнергии, в пользу создания монопольных структур - невозможно, и это очевидно из того документа, который был только что принят. Одним из очень важных результатов публичного и, скажем прямо, непростого общественного обсуждения проблем реформирования электроэнергетики стало то, что многие проблемы, которые до этого времени были известны исключительно специалистам в этой области, теперь известны очень многим людям. Многие государственные деятели, и журналисты, и просто читатели, слушатели, зрители стали разбираться или, по крайней мере, начинают разбираться во многих вещах, в которых они раньше не разбирались. И, несмотря на то, что подчас дискуссия носила достаточно острый характер, вне всякого сомнения, общество от этого выиграло. Такой дискуссии не было, например, о реформировании железнодорожного транспорта, такой дискуссии не было о реформировании РАО "Газпром". Поэтому, если сегодня спросить тот же самый круг наблюдателей и журналистов, что они думают по поводу реформ МПС и "Газпрома", мы увидим, что уровень понимания этих проблем отличается от уровня понимания проблем реформирования электроэнергетики. И это понимание пришло лишь в последние месяцы. За год, предшествовавший декабрьскому заседанию правительства, несмотря на немалые пиаровские усилия со стороны РАО "ЕЭС", эта проблема была неизвестна широкой общественности. Лишь при обсуждении проблемы, при столкновении мнений стороны приводят аргументы, контраргументы, приводят живые факты, цифры, прямые доказательства, почему один вариант является лучше другого. И в результате этого происходит очень важный процесс общественного образования. Поэтому в дальнейшем, когда будут обсуждаться и приниматься другие документы, в том числе документ, который вы упомянули, - план первого этапа, а также планы второго, третьего этапов, то не только узкие специалисты в этой области, не только Министерство экономического развития и торговли, не только правительство Российской Федерации, но и все общество сможет увидеть, чем эти планы отличаются от того документа, который был изначально принят. Каждый сможет сравнить, что было в этом документе и в какую сторону отклоняется, если это произойдет, тот план мероприятий, которые предлагаются на следующем этапе. И каждый сможет понять, зачем это сделано. Когда появляются те или предложения, легко сделать вывод, кому это выгодно, для кого это делается. Тогда можно будет делать непредвзятые, объективные выводы, даже не спрашивая мнения той или иной стороны. Легко будет догадаться, если в каком-то случае будет продолжаться давление для достижения тех самых целей, которые не прошли в первоначальном документе. Самое главное в этом документе заключается в том, что предложения, которые были нацелены на создание абсолютно монопольной структуры, в подавляющем своем большинстве не прошли. Сейчас принят документ, который является не тем и, я даже сказал бы, далеко не тем, который предлагался менеджментом компании РАО "ЕЭС". И понятна определенная досада менеджмента, что этот документ оказался иным и что контроль за осуществлением реформы перешел из РАО "ЕЭС" в правительство Российской Федерации. И тот факт, что правительство зафиксировало этот контроль и собирается неукоснительно осуществлять его в дальнейшем, является, с моей точки зрения, главным залогом того, что интересы всех заинтересованных сторон, всех субъектов рынка электроэнергетики не будут ущемлены. - Есть ли опасность, что функционирование Федеральной сетевой компании и Системного оператора до 2002 года в виде 100-процентных дочерних структур РАО может привести к дискриминации независимых энергопроизводителей? - Такая опасность действительно существует, и эти опасения были высказаны членами рабочей группы в их заявлении. Действительно, сохранение в течение двух лет, а возможно, даже чуть больше, чем двух лет, Федеральной сетевой компании и Системного оператора в качестве 100-процентных дочерних обществ РАО "ЕЭС России" сохраняет возможности, активно сегодня используемые РАО для дискриминации независимых производителей. Но тот факт, что в руководство этих компаний, в том числе и тогда, когда они находятся в положении стопроцентно дочерних компаний РАО "ЕЭС России", войдут представители государства, и эти представители государства сформируют большинство в советах директоров, поможет такую практику сократить или даже прекратить. По крайней мере, именно на это нацелены те положения, которые были зафиксированы в постановлении правительства. Думаю, что это тот случай, когда контроль за осуществлением решений является способом проверить, насколько эти опасения имеют под собой основания. - Что в такой ситуации может произойти с вертикально интегрированными АО-энерго? - Некоторые опасения по поводу того, что выделенные из региональных АО-энерго сетевые подразделения в виде 100-процентных дочерних обществ могут подвергнуться принудительному присоединению к Федеральной сетевой компании или выделению в качестве юридических компаний, сегодня существуют. Но именно для этого необходимо внимательно следить за исполнением и буквы, и духа того постановления правительства, которое подписано на прошлой неделе.