Счетчики




«Термотрон» одержал победу над вандалами - расхитителями меди

Несколько лет назад в России появился новый вид бизнеса - приём цветного металла от населения. Сколько цветного металла может быть в квартире обыкновенного гражданина, если его профессия не паяльщик или лудильщик в пятом поколении? Ну кастрюля алюминиевая или ложки. Медный таз найдётся уже не у каждого. Так в одночасье были созданы условия для возрождения древнего национального занятия - воровства. А простота, с которой удавалось добыть необходимый для сдачи металл, оказалась, согласно пословице, ещё хуже. В каждом областном центре России насчитывается не менее 12-15 легальных «точек». Причём на каждый пункт, имеющий все необходимые разрешения, приходилось ещё три подпольных, по обороту не уступавших легальному. Инструкции у приёмщиков строгие - старые аккумуляторы им не нужны, а вот если раскурочил электродвигатель, смотал с него обмотки, то будь любезен обжечь на огне лак и тогда уже сдавай. Расценки примерно следующие: медь -27 рублей за килограмм, алюминий -17, латунь -12, нержавейка - до 8. Для того чтобы что-то заработать, нужно иметь регулярный доступ к тем источникам, где цветной металл присутствует в промышленных количествах. Железная дорога сразу же стала объектом пристального внимания «металлоискателей». Самый лакомый кусок - это, конечно, контактный провод: длинный, тяжёлый, висит, только дотянись и срежь. На каждом километре пути - 10 тонн. Маленькая загвоздка - напряжение высокое. Но кого это может остановить? Надо же просто надеть резиновую обувь да брезентовые рукавицы! Но все оказалось не так-то просто. Напряжённость электромагнитного поля вблизи контактного провода оказалась такой, что многим пришлось проститься с руками, а некоторым - и с жизнью. И тут народ обратил внимание на разнокалиберные ящички, которые примостились рядом с полотном железной дороги. Улов поменьше будет, зато током не убьёт и наверх лезть не надо. Девять тонн алюминия и тонна меди украдены только за первое полугодие прошлого года на Московской железной дороге. Отмечено почти 360 случаев разграбления устройств СЦБ и связи. Цифры, конечно, впечатляют, но главная беда именно в том, что цветные металлы «выдёргиваются» из устройств автоматики и телемеханики, обеспечивающих безопасность движения. Больше всего хищений в тот же период произошло на Тульском отделении - 70 случаев. На станции Узловая их зафиксировано 12, на Брянском узле - 14. В ходе операции «Цветмет», проведённой милицией и транспортной прокуратурой, проверено более 300 приёмных пунктов лома цветных и чёрных металлов, деятельность многих из них стала основанием для возбуждения уголовных дел. Для предотвращения хищений железнодорожники, и в первую очередь специалисты службы сигнализации и связи, сделали немало. Заменили 10 тысяч медных дроссельных перемычек на биметаллические, снабдили 300 постов автоблокировки кодовыми замками, на 134 объектах поставили охрану. Однако переломить ситуацию не удаётся. Количество краж за каждое полугодие на сети дорог приближается к пяти тысячам, ущерб превышает 10 миллионов рублей. Порой приходится прибегать к весьма экзотическим методам защиты: год назад на наиболее ответственных устройствах СЦБ и связи начали устанавливать пиротехнические распылители. Краска, которой они опрыскивают взломщика, не смывается несколько дней и имеет специфический запах. «Медная лихорадка» вызвала глубокую обеспокоенность и на федеральном уровне. В мае 2001 года вступило в силу правительственное постановление № 367 «О лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов». Но воров и их пособников не пугает наказание. В каждом деле присутствуют смягчающие обстоятельства. Ведь не секрет, что для многих жителей глубинки кража и сбыт металла чуть ли не единственная возможность хоть что-то заработать. В ходе «медной войны» похищаются силовые и телефонные кабели, дроссельные перемычки, межрельсовые соединения, подвергаются разграблению вагоны, находящиеся в парках отстоя. На совещаниях в МПС неоднократно подчёркивалось, что успешное решение задач, связанных с сохранностью цветного металла и технических устройств, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта, возможно только при взаимодействии всех заинтересованных руководителей дорог, служб и правоохранительных органов. Не остались в стороне от проблемы и руководители предприятий -производителей железнодорожного оборудования. Конструкторы ЗАО «Термотрон-завод» - крупнейшего изготовителя средств обеспечения безопасности движения, стрелочных электроприводов, переездного оборудования - разработали два варианта защиты дроссель-трансформаторов. Для новых дроссель-трансформаторов (ДТ) корпус и крышка теперь изготавливаются из высокопрочного чугуна марки ВЧШГ. Такой корпус невозможно разрушить с помощью ручного инструмента. А для уже работающих ДТ «Термотрон» предлагает установку защитного кожуха, снять который можно только с помощью специнструмента. Кожух можно устанавливать и на ДТ с корпусом и крышкой из высокопрочного чугуна ВЧШГ, что одновременно обеспечит защиту и от несанкционированного вскрытия, и от попыток порчи путём разрушения. Только такими мерами можно предотвратить порчу оборудования и добиться сокращения убытков на дорогах из-за внезапных остановок движения. Не зря заводом выбран девиз «Наша продукция - ваша безопасность». Теперь к высокой надёжности изделий «Термотрона» добавляется гарантия того, что различного рода «случайности» не помешают их работе на дорогах. Специалисты завода, постоянно работая над повышением качества своей продукции, особое внимание уделяют тому, чтобы их изделия работали действительно в безопасных условиях, были недосягаемы для вандалов и охотников за лёгким заработком. Только в таком тесном взаимодействии предприятий -изготовителей оборудования и дорог, эксплуатирующих его, возможна победа в «медной войне».