Разделы
Полезные сайты
Счетчики
Руководители регионов Центрального федерального округа хотят сохранить налоговые поступления от АЭС, а ответственность за социальные гарантии для насе
В Курске 27 февраля прошло заседание координационного совета по ТЭК областей, входящих в ассоциацию "Центрально-Черноземная". По приглашению курского губернатора Александра Михайлова, который является председателем координационного совета, в Курск прибыли представители 14 российских регионов - Белгородской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Костромской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской и Тульской областей. Из "высоких гостей" в мероприятии принимали участие заместитель министра энергетики РФ Виктор Кудрявый и первый заместитель генерального директора "Центрэнерго" РАО "ЕЭС России" Юрий Хардиков. Официальной целью встречи стало обсуждение государственной программы реформирования энергетического комплекса России. Как известно, одним из первых этапов ее осуществления должно стать создание новых структур на базе РАО "ЕЭС России" и концерна "Росэнергоатом" - в частности, государственной генерирующей компании. Этот вопрос больше всего и беспокоил представителей центрально-черноземных областей. Участники заседания отметили, что даже в условиях разрушения хозяйственных связей и взаимных неплатежей в России удалось сохранить уникальную единую систему энергоснабжения, которая является крупнейшей в мире. А что принесут с собой реформы? Не пострадают ли интересы российских регионов и потребителей электроэнергии? Как изменится тарифная политика государства? Эти вопросы чаще всего и поднимались в выступлениях участников заседания. По мнению большинства членов ассоциации, единого мнения на этот счет до сих пор нет и на федеральном уровне. Структура энергетического комплекса ЦФО включает в себя 17 энергосистем, 4 электростанции РАО "ЕЭС России" и 4 атомных электростанции концерна "Росэнергоатом". Сегодня их установленная мощность составляет более 43 миллионов киловатт, но, согласно прогнозам, потребность в электроэнергии будет возрастать в среднем на 2-3% в год и достигнет к 2010 году 50 миллионов киловатт. Кроме того, по оценкам специалистов, к этому времени будет достигнут предел физического износа оборудования действующих электростанций, в том числе Нововоронежской и Курской. Поскольку срок ввода в эксплуатацию новых источников электроэнергии составляет 10-12 лет, проблема замещения выбывающих мощностей стала главной задачей для экономики Центрального федерального округа. Эти аспекты проблемы озвучил в своем выступлении губернатор Курской области Александр Михайлов. По его словам, РАО "ЕЭС" практически не участвует в решении этих вопросов, несмотря на то, что является основным акционером предприятий энергетики и получает существенную прибыль от абонентской платы за оказываемые услуги. Михайлов сделал акцент на том, что Курская АЭС обеспечивает электроэнергией ряд областей Центрального Черноземья и Украины, однако каких-либо преимуществ в связи с этим область не имеет. Руководство области не раз поднимало вопрос о снабжении электроэнергией по сниженному тарифу и компенсации выпадающих доходов от предоставления льгот населению, проживающему на прилегающей к АЭС территории, но федеральные власти, по словам губернатора, ответа так и не дали. Что касается грядущего реформирования курского энергокомплекса, администрация области занимается разработкой соответствующего проекта. В его основу легли предложения предприятий энергетики, районных органов исполнительной государственной власти и муниципальных образований. В проекте нашли отражение региональная специфика розничного рынка электроэнергии, а также структура финансовых отношений между потребителями и поставщиками энергоресурсов. При этом учтена и предложенная правительством РФ концепция по созданию конкурентного оптового рынка электроэнергии и формированию эффективных розничных рынков. В связи с этим курский губернатор выдвинул предложение: создать единую электросетевую распределительную компанию на базе электрических сетей Курской, Брянской и Орловской областей. Аргументируя свою идею, Александр Михайлов заявил, что федеральной программой реформирования такое укрупнение энергосистем допускается, а выгода налицо - создание мощных межрегиональных компаний позволит успешно конкурировать на оптовом рынке электроэнергии. Итогом работы координационного совета стал принятый документ, в котором представители областей ЦФО попытались сформулировать свои интересы в свете реформирования энергосистемы России. В первую очередь это сохранение контрольного пакета акций за государством во вновь созданных структурах энергетического комплекса, доступность электрической и тепловой энергии для промышленных потребителей и населения, а также их защита от необоснованного повышения тарифов. Поскольку АЭС войдут в состав государственной генерирующей компании на правах филиалов, регионы настаивают на сохранении налоговых поступлений от станций в местные бюджеты. Кроме этого, участники встречи считают необходимым закрепить за концерном "Росэнергоатом" всю полноту ответственности по вопросу социальных гарантий для проживающего вблизи АЭС населения. Все эти предложения участники заседания решили направить в правительство РФ, Государственную думу и президенту России Владимиру Путину.