Счетчики




«Сделать отрасль окупаемой»

Интервью нового вице-губернатора, директора создаваемого в областной администрации департамента энергетики и ЖКХ Валентина Шаталова. (Континент Сибирь) - Валентин Иванович, составная часть нового департамента - энергетика. То есть теперь вам придется общаться с «Новосибирскэнерго» с точки зрения не только экономики, но и политики? - Сейчас трудно давать какие-то оценки, кроме привычных для меня экономических. В «Новосибирскэнерго» ощутимо присутствие РАО «ЕЭС России» и собственников энергосистемы, которые имеют отношение к РАО. В работе придется столкнуться с отсутствием пакета акций у обладминистрации и с тем, что РАО ЕЭС тем или иным способом будет навязывать реструктуризацию энергосистемы по своим канонам. Политика в этом случае лежит между отраслевыми интересами и региональными. - Как будет решаться судьба Новосибирской ГЭС, которую РАО собирается включить в состав энергогенерирующей компании? - РАО объявило о создании такой компании на базе Зейской, Саянской и Новосибирской ГЭС. Мы будем пытаться сохранить статус- кво, так как иметь ГЭС в составе «Новосибирскэнерго» очень выгодно. Но максимум, на что можем рассчитывать, - продление договора аренды, который истекает через два года. Сейчас Москва жестче ставит вопрос об аренде, резко увеличилась плата - с 70 млн рублей в год до 200 млн. Воевать за ГЭС, может быть, придется, но шансов выиграть все меньше. У нас нет ничего, что можно было поставить на другую чашу весов, что можно дать РАО взамен ГЭС. - Еще один не только экономический, но и политический вопрос. Предполагается ли проводить конкурс на поставку угля для энергосистемы? - Сейчас в РЭК имеется два предложения по заготовке топлива на следующий отопительный сезон, на 2003 год. Одно - от компании РАТМ, другое - от компании СТЭК. РАТМ предлагает меньшую цену угля. Но мы попросили представить копии договорных документов, в которых оговорены все детали поставок. Ждем ответа РАТМа, и если их предложения подтвердятся, то нет никакой необходимости устраивать тендер, потому что у РАТМа самая низкая на сегодня цена на топливо. Если же этого не произойдет, то устроим открытый тендер, как это делает администрация, поставляя уголь по областному заказу. - Как обстоит дело с рассмотрением тарифов на 2002 год? - Энергетики предлагали ввести новые тарифы с 1 января, потом с 1 февраля. Но ФЭК не рекомендует менять расценки до 1 марта. У РЭК уже есть определенная позиция по капвложениям «Новосибирскэнерго», подготовлены расчеты по зарплате. У нас нет оснований полагать, что топливо поднимется в цене. Но в то же время РАО ЕЭС повысило абонентскую плату на 19%. Для «Новосибирскэнерго» это составляет 600 млн рублей. - «Новосибирскэнерго» рассчитывало за счет тарифов увеличить капитальные вложения, в частности, выделить значительные средства на достройку ТЭЦ-5… - Мы внесли принципиальные изменения в этот план. По сути он останется на уровне прошлого года. По достройке ТЭЦ-5 ничего, кроме своих «хотелок», энергетики не предложили. Если не брать кредит на эти цели, а затем не использовать тариф для возврата кредита, строительство энергоблока N 6 на ТЭЦ-5 не закончить никогда. На сей раз энергетикам сказано: или берете кредит по нормальной схеме, или РЭК в этом году дает 80-100 млн рублей, а в следующем придется консервировать стройку. - Возможно ли включение РЭК в состав обладминистрации? - Законодательная база этого не предусматривает. РЭК - орган исполнительной власти, но имеет самостоятельное юридическое лицо. Председатель комиссии назначается губернатором по согласованию с ФЭК. В разговоре с губернатором этот вопрос не рассматривался. - Губернатор, очевидно, поставил перед вами определенные цели в сфере ЖКХ? - Если не вдаваться в детали, то он намерен превратить ЖКХ из убыточной отрасли в как минимум окупаемую. Может быть, даже получающую прибыль. Это конечная цель создания департамента. Будут подсчитаны действительные затраты на ЖКХ, постараемся не принимать затраты по факту, а реализовывать программы по снижению затратной части, найти резервы, перераспределить средства внутри отрасли. Начнем с формирования структуры управления комплексом ЖКХ, она сейчас очень раздроблена. Сегодня государственные предприятия ЖКХ созданы примерно в половине райцентров области. Но за пределами райцентров ЖКХ как такового уже нет. Почти все развалилось и держится на энтузиазме. Главное, о чем говорил и губернатор, чтобы организационные изменения не привели к увеличению нагрузки на бюджет. - Как будут строиться при этом отношения с мэрией Новосибирска? - Новосибирск является составной частью области. Предлагая общую схему и новации, конечно, рассчитываем на помощь со стороны города. Что касается оперативных вопросов, то эти функции будут делиться между городом и областью, тем более что ЖКХ в Новосибирске, наверное, покрепче, чем областное. Пока будем работать без нажима.